Перкуссия

Все о перкуссии:

Методы перкуссии

Сравнительная и топографическая перкуссия

Перкуторные звуки

Р азличают перкуссию непосредственную и посредственно.

    Непосредственная перкуссия производится сразу тремя прижатыми друг к другу полусогнутыми пальцами. Недостатком этого метода выстукивания является трудность получение интенсивного, идущего далеко в глубь перкуссионного звука. Кроме того, поскольку выстукивается значительная площадь, то довольно трудно установить топографию перкутируемых участков.
    Непосредственная перкуссия имеет свои положительные стороны. При применении этого способа можно пользоваться чувством осязания и получается ощущение сопротивления перкутируемых тканей. Опыт показал, что эти восприятия «рисуют» состояние органов иногда даже точнее и полнее, нежели собственно перкуторный звук. Некоторые русские клиницисты в свое время предпочитали пользоваться именно этими сторонами постукивания. Так, В. Ф. Симонович употреблял при перкуссии одновременно поглаживание и скольжение.
    К непосредственным способам перкуссии можно отнести метод Образцова. В. П. Образцов предложил перкутировать ударом указательного пальца правой руки при соскальзывании его с тыльной поверхности соседнего среднего пальца (делается для усиления удара). Это так называемый метод щелчка. Левая рука в это время надавливает на грудную клетку, чем избегается чрезмерное звучание перкуторного удара. Или же при исследовании брюшных внутренностей осуществляется давление на
брюшную стенку, уменьшая по возможности её толщину и отделяя перкутируемый объект от соседних.

    Посредственная перкуссия обладает тем преимуществом, что дает более громкий и отчетливый перкуторный звук. Её легко приспособить к тем или иным перкуссионным объектам. Объясняется это тем, что при посредственной перкуссии выстукиваемый участок ткани сдавливается, следовательно остаются более плотным и упругим. При посредственной перкуссии пользовались особыми простыми приборами: плессиметром и молоточком. Так же такой считается считается перкуссия без применения этих инструментов, когда вместо этого пользуются пальцами.
    Различают перкуссию:

  • пальцами по плессиметру;
  • молоточком по плессиметру;
  • пальцем по пальцу.
        Способы перечислены в историческом порядке.

    Плессиметр — пластинка шириной 2-4 сантиметра и длиной 8-10 сантиметров. По одному краю она изгибается и переходит в рукоятку. Или же может также изгибаться по обеим сторонам для держания пальцами. Употреблялись плессиметры из более твердых материалов: металлические, стеклянные или из слоновой кости.

    Молоточек также употреблялся твердый: металлический, можно на деревянной ручке. Ударяющая часть не должна была быть металлической, чтобы молоточек при ударе не издавал собственного звука. Подушку его делали из более или менее плотной резины. Перкуссионный удар должен быть по возможности коротким. Чем короче удар, тем меньше он распространяется в стороны и тем больше концентрируется в одном
определенном пункте и идёт в глубь. обычно это положение можно проиллюстрировать следующим наглядным примером. Если бросить камень в стеклянную раму, то стекло лучеобразно растрескается вокруг отверстия. Но если же в стекло выстрелить, то пуля пробьет только одно маленькое
круглое отверстие и трещин не будет.
    Короткое выстукивание легко дозировать в отношении силы. Их можно сделать сильными И сравнительно слабыми. Удар при перкуссии должен падать вертикально, а не косо под углом. Выстукивание производят только кистью. При этом вся рука должна как можно меньше участвовать в перкуссионный ударе. Плессиметр или палец, служащий в качестве плессиметра, должны прилегать к исследуемой поверхности плотно. Однако не следует вдавливать их в неё. Обычно производят не один, а два или три перкуссионных удара, так как с одного раза не всегда удается достаточно хорошо уловить характер получаемого звука.
    Выбор способа посредственной перкуссии с применением плессиметра, молоточка или пальцем по пальцу, зависит от того, кто к какому способу привык. В умелых руках, когда применяется выстукивание, все они дают одинаково успешные результаты. Практически все же целесообразно приучится к перкуссии пальцем по пальцу. Такая перкуссия используется большинством врачей. Так же выстукивание пальцем по пальцу имеет еще одно преимущество: непосредственная перкуссия пальцами сочетается с осязательный восприятием.

    Техника перкуссии пальцем по пальцу следующая.
    В качестве плессиметра служит средний или указательный палец левой руки. Он довольно плотно, хотя и без особого давления, прикладывается
ладонной поверхностью к перкутируемому месту. Перкусионные удары наносятся средним пальцем правой руки. Он должен быть согнут и не должен соприкасаться с другими пальцами. Удары производятся движением не столько пястно-фалангового, сколько лучезапястного сустава. удар наносится по средней или ногтевой фаланге пальца-плессиметра. Сила перкуторного удара должна быть различной, в зависимости от целей и способов перкуссии. Одни органы в одних условиях перкутируются сравнительно тихо (тихая перкуссия). Это происходит в случае, если:

  • они расположены на близком расстоянии от воздухоносных полостей;
  • они малы по размерам;
  • они расположены поверхностно.

   

    Перкутировать сильно в таких условиях — значит заставить слишком сильно звучать окружающий перкутируемое место воздух и тем совершенно извратить результаты перкуссии или получить звучание не только того ограниченного места, которые перкутируется, но и окружающих его других участков органа или других органов. Это сделает результаты перкуссии менее точными. Но другие органы или те же органы, но в иных их условиях из с другой целью, перкутируются сравнительно громко
(громкая перкуссия). Это делается если:

  • органы расположены глубоко от выстукиваемой поверхности;
  • имеется представление о значительной массивности той или иной выстукиваемой среды.

    Очень важно пользоваться той и другой перкуссии в смысле силы удара для того, чтобы выяснить толщину слоя при выстукивание. Иногда необходимо применять и тихую и громкую перкуссию при исследовании границ одного и того же органа. При этом получаются разные по значению данные, дополняющие друг друга. Громкая перкуссия обозначается ещё как глубокая, тихая — как поверхностная. При глубокой перкуссии колебания перкутируемых тканей распространяются в глубину до 7 см, а в стороны на 4- 6 см. При поверхностной в глубину до 5 см, а в стороны 2-3 см.
    Многие предпочитают вообще сравнительно тихую перкуссию. При этом обеспечивается большая возможность дифференциации получаемых результатов. Так же используется тишайшая перкуссия или перкуссия до порога слухового восприятия. При этом способе перкутируют столь слабо, что при постукивании на частями тела или органами, не содержащими воздуха, никакого звука мы вообще не воспринимаем. Звук, да это сравнительно легкий, появляется только при переходе к выстукиванию органов, содержащих воздух. Метод основан на представление, что наш
слух легче улавливает появление звука, нежели его усиление.
    Техника тишайшей перкуссии:
    Перкутирует пальцем по особому грифельному плессиметру. Он представляет собой изогнутую стеклянную палочку с резиновым колпачком.Можно перкутировать и пальцем по пальцу, причём палец-плессиметр ложится на перкутируемую поверхность не плашмя. Он сгибается под прямым углом в первом межфаланговые суставе и выпрямляется во втором межфаланговом суставе.
    Таким образом, две конечные фаланги оказываются на одной линии и устанавливаются перпендикулярно к перкутируемому месту. Перкутирующий палец правой руки производит очень тихие удары по месту сгиба пальца-плессиметр. Метод был рекомендован для перкуссия границ сердца и легочных верхушек.
    Отдельное место занимает палочково-плессиметровая перкуссия. При этом по плессиметру удаляют каким-нибудь более или менее острым металлическим предметом: металлической палочкой, ребром монеты, металлической рукояткой молоточка. При этом получается тон металлического оттенка. Этот способ применяют при выстукивание полостей, содержащих воздух.

С равнительная и топографическая перкуссия.
    Сравнительной называется такая перкуссия, целью которой является сравнение анатомически одинаково расположенных перкуторных объектов — с правой и левой стороны. Так выстукивают например легкие, сранивая получаемые перкуторные данные на одной и другой половине грудной клетки.
    К сравнительной перкуссии прибегают и для сравнения органов,
лежащих на одной и той же стороне, если известно, что между ними должна быть определенная разница перкуторного звука (например при перкуссии печени мы сравниваем перкуторный звук с легочным). но вся перкуссия основана на сравнении получаемых при ее помощи данных. Следовательно, выделение сравнительной перкуссии условно. Сравнением с соседними или каким-либо другим участком перкутируемой поверхности мы пользуемся все время при выстукивании любого места.
    При выстукивании симметричных мест удар должен быть равной силы, а положение перкутирующих пальцев одинаково. Обычно выстукивают перекрестно, улавливая, например, разницу при перкуссии сначала слева, а потом справа. А вторично выстукивать в обратном порядке, то есть сначала справа, а потом слева.

    Топографической перкуссией называется потому, что она ставит целью разграничение тех или иных перкутируемых анатомически образований. Так как границы большинства внутренних органов заходят одна за другую. то при выстукивании их мы получаем двоякого рода контуры. Один, относящийся к той площади, которой перкутируемый орган прилежит к грудной или брюшной стенке, и другие, относящиеся к истинным границам органов в отношении их проекции. Отличить границы между органами можно только в том случае, если, как это и относится к большинству внутренних органов, они имеют различную степень воздухоносности.

    Так, орган не содержащий воздух (к примеру сердце), будучи прикрыт частью другого органа, содержащего воздух, будет иметь две перкуторные области: одну, соответствующую часть органа, прилегающей к поверхностным слоям, и другую, соответствующую истинным размерам органа.
    Обе области определяются по изменениям интенсивности перкуторного звука:
 первая  — по переходу с части органа, не закрытой другим воздухоносным органом, к части, закрытой таковым;
 вторая  — по переходу с части органа, прикрытой воздухоносным органом, к части другого, то есть самого воздухоносного органа.

    Первого рода область дает обычно гораздо более тихий и тупой перкуторный звук. Поэтому обозначается абсолютной тупостью. Второго рода область дает перкуторный звук более ясный, менее тупой и поэтому обозначается относительной тупостью.
    Абсолютная тупость:  ее можно назвать еще поверхностной — обычно определяется при помощи более слабой перкуссии. Настолько слабой, что звука почти совершенно не слышно. Аналогично тому, что получается при тишайшей перкуссии.
    Относительная тупость:  ее можно назвать еще глубокой. Определяется обычно при помощи несколько более сильной перкуссии.

  П еркуторные звуки.

Так обозначаются звуки, которые получаются при выстукивании. Перкуторные звуки делятся на:

  • громкие (ясные);
  • тихие (тупые);
  • длительный;
  • короткий;
  • низкие;
  • высокие;
  • тимпанические;
  • нетимпанические.

    Громкие и тихие. 
    Громкий звук получается в нормальных условиях при выстукивании грудной клетки в области прилегания к ним легких, а так же живота в области расположения желудка и кишечника. Тихие получаются в нормальных условиях при выстукивании безвоздушных и мягких органов и тканей, не обладающих упругостью, как сердце, мышцы, печень. Различают так же притупленные (приглушенные) звуки. В патологических условиях ясный звук переходит в притупленный и тупой при:

  • уменьшении или исчезновении воздуха в перкутируемых органах;
  • в следствии замещения части содержащего воздух органа или всего органа безвоздушной массой.

     Длительный и короткий звук. 
    Длительность звука зависит от продолжительности периода колебательных движений. Чем колебание продолжительнее, тем звук длиннее. Сила звука может быть одной и той же, а продолжительность различной. Длительный звук производит впечатление полноты и густоты, короткий — пустоты и тусклости. К примеру, если взять какую-нибудь ноту одному скрипачу, а с другой стороны оркестру из 20 скрипачей, то в первом случае получится звук пустой, а во втором полный. При перкуссии длительность звука связана с размерами перкутируемого органа.
    Малые размеры и малая масса скорее возвращаются в состояние покоя, следовательно скорее возвратится в состояние покоя и быстрее закончит «звучать» при выстукивание. Поэтому при перкуссии небольших объектов звук короткий, при перкуссии больших — длительный. Длительный дают нормальные легкие, а если идет воспаление легких, то звук становится коротким.

    Высокий и низкий звук. 
    Высота звука зависит от числа звуковых колебаний в единицу времени: чем их больше, тем звук выше. Высота звука стоит в соответствии с другими качествами. Низкие звуки бывают вместе с тем и более громкими, ясными, более длительными, или полными. Высокие — тихими и короткими. При выстукивание нормальных легких звук становится низким. Он может стать еще более низким, если уменьшится упругость легочной ткани. И может стать высоким, если легочная ткань станет более плотной.

    Тимпанический и нетимпанический звук. 
    Только тимпанический звук может быть обозначен как тон. Тимпанический звук отличается от нетимпанического значительно большей высотой и правильностью производящих его звуковых колебаний. Тимпанический тон называется потому, что напоминает звук при выстукивание  от удара в барабан. Лучше всего этот тон получается при перкуссии больших полостей с гладкими стенками, содержащих воздух. К примеру, если поставить стакан в снег и закрыть его тонкой крышкой, а затем постукивать над ним, то получится тимпанический звук. Если стакан удалить и постукивать по этой же покрышке над оставшимся в снегу углублением, тимпанит исчезнет, так как будут отсутствовать гладкостенные полости.
    В норме тимпанический звук получается при выстукивании над полостью рта, гортанью, трахеей, желудком, кишечником, то есть над полыми органами, содержащими воздух. В патологических случаях тимпанический звук при выстукивание встречается при заболевании легких.

0

Автор публикации

не в сети 4 месяца

Андрей

0
Комментарии: 0Публикации: 37Регистрация: 18-01-2020

10 комментариев к “Перкуссия”

Оставьте комментарий

Авторизация
*
*

Регистрация
*
*
*

13 + два =

Генерация пароля