Выстукивание

    Выстукивание (перкуссия) как способ врачебного исследования было
введено во второй половине XX века. Метод был впервые разработан венским врачом Ауенбруггером (1772 — 1809). Он описал его в работе «Новый способ, как путём выстукивания грудной клетки человека обнаружить скрытое внутри грудной клетки полости болезни». Вначале способ не получил распространение. Только к началу XIX века Корвизор в Париже оценил этот метод по достоинству. С тех пор выстукивание (или перкуссия) быстро завоевала всеобщее признани. Вскоре были введены в употреблении несложные перкуссионные приборы: молоточек, плессиметр (plesso — ударяю, metron — мера).

    Звуки, которые получаются при выстукивание, зависят от колебательных движений материи, в данном случае тех или иных тканей нашего тела. Как известно, способность различных тел к колебательным движением неодинакова. Она зависит от их упругости — свойства восстанавливать свое исходное положение после отклонения от него.

    Ткани нашего тела имеют разную упругость. Поэтому, когда идет перкуссия, то получается звук различной силы и характера. Одни ткани упруги и при выстукивание делают сильный звук (кости, эластический образования). Другие, легко деформируемые или пластические, дают слабый звук или почти не дают звука (кожа, мышцы, жир). необходимо помнить, что звук образуется при колебаниях тела, выведенного из состояния покоя, только при известной их частоте.

    Наше ухо воспринимает звук с частотой колебаний в пределах от 16 до 38000 в секунду. Как менее, так и более частые колебания хотя и дают звук, но нашим ухом не улавливаются. Число колебаний в единицу времени определяет высоту звука. Чем чаще звуковые колебания, тем звук оказывается выше. Различают ещё величину звуковых колебаний или амплитуду. Амплитуда звуковых колебаний определяет определяют силу звука (громкость).

    Кроме частоты и величины колебаний, звук определяется ещё формой колебаний звучащего тела. Если колебания правильной формы, порождаемый ими звук будет простым (или чистым). На языке акустики и в музыке он называется тоном. Если к этим правильным колебанием присоединяются еще дополнительные, более быстрые звуковые колебания (так называемые обертоны), то звук оказывается сложным. Все звуки, улавливаемые нами, принадлежат к сложным. Они включают в себя, кроме
основного, ещё то или иное число обертонов.

  В основе тонов лежат правильные периодические колебания. Нерегулярные колебания, совершающиеся без определенных периодов, дают звуки, обозначаемые как шумы. Волны звука распространяется от места своего возникновения во все стороны сферически, постепенно ослабевая и угасая. При этом колебательные движения исследуемого тела передаются окружающей среде, будто плотная, жидкая или газообразная среда. Материя этой среды также начинает испытывать колебания. Так возникает проведение звука. Чем дольше время распространения или проведения звука, тем звук оказывается более длительным.

    При распространении в окружающей среде звуковые волны могут менять свою величину. Это сказывается на силе звука. Ослабление происходит в связи с отбрасыванием (отражением) звуковых волн. Колебательные движения тех или иных содержащихся в окружающей среде структур примешивается к исходным звуковым колебаниям. Они могут менять и характер звука и его тембр. При перкуссии человеческого тела мы вызываем разные звуки в зависимости от упругости выстукиваемых тканей или сред.

    Каждый орган или каждая ткань имеют различное строение и разную степень упругости и должны давать неодинаковые перкуторный звук. Но практически перкуторный звук большинства наших тканей, состоящих из плотной и жидкой среды, оказывается почти одинаковом и притом тупым или тихим. Таков звук который мы получаем при перкуссии крупной мышцы (например бедренной). Примерно такой же был бы звук при постукивании какого-нибудь паренхиматозного сплошного органа (например печени) если бы стали выстукивать ее непосредственно, а не в условиях соседства с воздухоносными органами грудной клетки и брюшной полости. Иной звук, более ясный и громкий, получается при выстукивание костей, так как они имеют большую упругость. При выстукивание органов грудной клетки и брюшной полости, то есть при выстукивание внутренних органов, характер звука зависит:
— насколько велико содержания в этих органах воздуха (для полых органов);
— насколько близко и в каком объёме находится воздух по соседству с этими органами.

    Именно воздух обуславливает ту или иную градацию, или гамму звуков,
получающихся при перкуссии внутренних органов, придавая им силу и высоту. Воздух имеет очень большую упругость, несомненно большую, чем какие-либо образования в нашем теле. При постукивании он даёт резкие колебательные движения, тогда как мягкие или плотные ткани, в которых он заключён, сами колеблются плохо, хотя и обладают большей способностью к проведению звука.

    Таким образом, задача перкуссии состоит в том, чтобы колебательные волны, вызванные перкуссионным ударом, были проведены человеческими тканями до органов, содержащих воздух. Чтобы они вызвали там колебательные движения этого воздуха. Но перкуссия внутренних органов определяет не только содержание воздуха в перкутируемом органе. Она еще определяет степень содержания воздуха в окружающем данный орган участке тела. так как перкуссионный звук распространяется радиально. Все внутренние органы, расположены в грудной и брюшной полости, могут быть выстукиваемы: одни, как органы воздухоносные (легкие, кишечник), другие, как органы, расположенные по соседству (сердце, печень и др.) с воздухоносными.

0

Автор публикации

не в сети 2 месяца

Андрей

0
Комментарии: 0Публикации: 37Регистрация: 18-01-2020

1 комментарий к “Выстукивание”

Оставьте комментарий

Авторизация
*
*

Регистрация
*
*
*

двадцать − пять =

Генерация пароля